Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад,

ибо вы забудете, откуда вы вышли, и куда вам нужно идти.

Л. Андреев

 

Дети войны: вклад в Великую Победу

 

 

Тылибцева Кристина

ученица 9 «а» класса

МАОУ Туртасская СОШ

 

ДЕТИ ВОЙНЫ: ВКЛАД В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ

 

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. оставила огромный след в жизни миллионов наших соотечественников. Вместе со взрослыми тяжелые испытания пришлось перенести и детям. Дети войны – это особая категория людей, которые во временном отрезке своего детства прожили и период становления качеств личности взрослого: ответственности, чувства долга, милосердия, дисциплинированности. Наравне со взрослыми летом дети трудились на колхозных полях: пахали, боронили, сеяли, убирали урожай, пололи сорняки, заготавливали силос - собирали траву серпом и веревкой, трудились на покосах. В зимний период работали на лесозаготовках, вывозили навоз на поля, помогали кормить животных, чистить скотные дворы, скоблили тал для овец. Трудились в рыболовецких бригадах, заготавливали рыбу для отправки на фронт, сушили картошку,  собирали и отправляли посылки.

Цель работы: на примерах конкретных судеб земляков – жителей Уватского района,  раскрыть и показать вклад детей, подростков в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Задачи исследования:

·         собрать и изучить материал о земляках, участниках трудового фронта, рожденных в 30-х годах XX века;

·         собрать и выявить сведения о том, в каких сферах хозяйства помогали дети и подростки взрослым в годы войны;

·         подготовить презентацию и выступить перед учащимися школы.

Источниками для изучения стали воспоминания земляков, районная газета «Коммуна» 1942-1945 гг., письма с фронта.

Гипотеза: Мы предположили, что участие детей и подростков в движение  «Все для фронта, все для Победы» внесло весомый вклад в общую победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Источниками работы стали фонды комплексно-краеведческого музея Туртасской школы, воспоминания жителей Уватского района, материалы районной газеты «Коммуна», письма с фронта.

 

                                                            Все видавший на белом свете,

                                                            Изболевшей склоняюсь душой

                                                            Перед вами, русские дети,

                                                            Искалеченные войной.

                                                                                              С. Наровчатов

Война стало тяжелым испытанием для всех, но особо она коснулась поколения тех, у кого оно совпало с детством. Детство особая пора - период получения знаний, формирования личности. Те, кому выпало пройти эту школу в годы войны, были лишены привычных  для нас радостей детства. В  условиях войны школьники получали знания с твердой убежденностью, что это помогает приблизить Победу над врагом.  Но учиться пришлось не всем:  у одних не было одежды и обуви, что бы ходить в школу, другим надо было помогать семье, зарабатывать трудодни, что бы прокормить братьев и сестер. В то же время те, кто учился в школе, так же помогал и семье своим участием в работе колхозов, и фронту, выполняя решения комсомольских собраний и пионерских слетов. Об активности школьников Уватского района в движении «Все для фронта, все для Победы!» свидетельствует решение районного пионерского слета от 15 апреля 1943 года, которое было опубликовано на страницах районной газеты « Коммуна»:

«Пионеры и школьники нашей страны со всем советским народом отстаивают  честь и свободу нашей Родины от гитлеровских захватчиков. В этой борьбе  за свое счастливое детство, участвуют  пионеры и школьники нашего района, которыми  внесено в фонд обороны 47 964 рубля, отправлено на фронт 68 посылок, в период уборки урожая  заработано в колхозах 66 тысяч трудодней.

Слет призывает:

1.      Добиться 100% перевода из класса в класс;

2.      Увеличить число ударников в 4 четверти вдвое;

3.      Иметь по военному делу только хорошие и отличные оценки, сдать нормы на значки  БГТО, ГСО, ПВХО,  ЮВС.

4.      Широко организовать сбор семян с целью полного обеспечения ими пришкольных участков;

5.      Каждому пионеру и школьнику быть участником всесоюзного кросса; собрать не меньше 5 килограмм верхушек картофеля; 30 килограмм золы и 2,5 килограмма птичьего помета каждому;

6.      Организовать шефство  над колхозными  лошадьми;

7.      В период весеннего сева каждому пионеру и школьнику заработать  не менее чем 100 трудодней;

8.      Каждому быть участником гимнастических соревнований;

Пусть самоотверженный труд пионеров и школьников приблизит час окончательной победой над коварным врагом» (1, с.2).

Знакомясь с материалами школьного комплексно-краеведческого музея школы  о судьбах земляков, чьё детство совпало с годами Великой Отечественной войны, мы узнали, что дети и подростки трудились во всех хозяйственных сферах, наравне со взрослыми. Мы определили, что более всего труда детей и подростков приходилось на сельскохозяйственные работы.

Знакомство мы начнем с Малафеевой Антонины Дмитриевны, которая

 родилась 16 марта 1931 года в крестьянской  семье.  Деревенский уклад жизни она знала с пеленок. Дети начинали работать с раннего детства. Во всем колхозе был заведен порядок: вначале 9-10 летние дети пасут скот, затем работают в огородной бригаде с бабушками,  сажают овощи, поливают, убирают сорняки, собирают урожай. Только после этого переходят  в полевые бригады. Пока не могла Антонина работать самостоятельно – помогала матери  (она вязала снопы, а Антонина подгребала колос, получалось быстрее, и мать зарабатывала больше).

Военные годы  прочно врезались в память  девчонки Тони: «В 1941 году я пасла коров. Начало войны встретила в поле со стадом. День был солнечный яркий, а кругом тихо, но как, то не уютно, даже погода не радовала. Уже около дома папа сказал, что началась война. Мужчин отправляли на фронт, а женщины и подростки выполняли их работу.  Я сажала картофель, боронила  сено, косила молотила, снопы возила навоз на поля. Во время пастушения к стаду часто подходили волки, мы кричали, стучали, визжали, но это помогало мало. Обычно поблизости бывали взрослые – они приходили на помощь.

Боронили на молодых лошадках. Летом жара овод – их трудно было удержать, что бы ни убежали в лес и на месте нельзя стоять, так как они могут наскочить на борону вот и бегали, кто быстрее убежит от овода. Навоз на поля возили на 3 – 4 подводах. В поле телегу надо так поставить, что бы навоз свалить и чтоб телега с курка не слетела, а следить намучаешься до посинения счастье, если окажется взрослый человек по близости или другая подвода подойдет – помогут» (2, с.1).

На покосе сгребали сено, носили копны к стогу,  Антонину  часто ставили на стог укладывать нужно аккуратно, чтоб стог не промочило, подавали сено два старичка. Во время молотьбы всегда носила солому на обмет. Поднимали солому на 30 – 40 метров это было трудно для подростков. Зимой возили дрова из леса. Давали  одного взрослого остальные – подростки. Нужно четко следить за дорогой чтоб не обрезало воз – иначе намучаешься: распрячь лошадь, свалить лес с саней, вытянуть их и снова дрова на сани затянуть.

Антонина Дмитриевна вспоминала: «Любую работу делали добросовестно. Работали старательно, так как все хотели, что бы поскорее закончилась война. Работали под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!». Все жили  этой мыслью этим желанием. Старались больше заработать трудодней, хотя на них почти ничего не приходилось, так как если что и насчитают, удерживали на налог и на заем. Выручало свое хозяйство, что бы сдать поставки: 365 литров молока 40 килограмм мяса 75 штук яиц 4 центнеров картофеля и т.д.

За 3 года до войны заболел отец – инвалид первой группы -  медленный паралич. Его нужно было возить в больницу. Приходилось держать лишний скот, что бы его обменять на керосин с солью. Придешь домой – дел невпроворот: скот накормить, воды наносить, дров напилить, солому измельчить, папу накормить. К весне запасы травы (сухой) и картофеля заканчивались: на еду оставалась капуста, ешь ее до тошноты, подходишь и снова за нее берешься. Самое большое лакомство – овощи, что принесешь из погреба: морковь, брюква. Жили дружно, помогали друг другу. Мыли, стирали, ночами и во время дождя. И была только работа, работа, работа. А как работали! В большинстве своем полуголодные, но не было удрученности, верили в Победу» (2, с.2).

Антонина Дмитриевна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»

Антонина Андреевна  Кошкарова родилась 5 марта 1929 года в деревне Кугаева Тобольского района. До 1941 года окончила только 4 класса. А с началом войны, как и всем детям военного времени,  пришлось рано познать крестьянский труд. Следили за воротами (были огорожены поля) чтоб скот не зашел на поля. Пололи поля от сорняков, боронили на лошадях, сажали, копали, окучивали картофель на чистом поле сено гребли конными греблями, а в кустах - руками и вытаскивали кошенину на солнце.

«Рвали клен, вязали снопы. А зимой после школы в каждом дому скоблили таловую кору для корма колхозного скота во избежание падежа.  Детей сажали на лошадей возить воз из дворов на поля. В школу же приходилось ходить пешком в деревню Ушарова за 3 километра» (3, с.1).

Александр Иванович Захаров  родился 2 августа 1931 года в деревне Лебаут Уватского район. В 1940 году семья переехала в Новое Село. Саша продолжил учиться в школе.

С началом войны жить стало труднее. Ребята старались в школе во время перемен сделать все уроки. А после уроков – заботы по хозяйству. С наступлением лета работал в колхозе имени Белкина. Учеников отправляли на работу в соседние деревни. Саша работал в деревне Малысак. На лошадях вывозил навоз на поля, боронил, косил сено, возил снопы, перевозил зерно на склады

Став постарше работал в заготзерно. Летом помогал сортировать зерно, перевозили его на лошадях на берег, перевешивали на весах, грузили на баржи. Когда не хватало сил мешки с зерном, таскали вдвоем

Летом 1944 года Александр работал с дедом на реке – зажигали бакены. Саша был гребцом (4, с.1).

Валентина Павловна Спасенникова родилась 1 декабря 1932 года в деревне Мокроусова Юровского сельского Совета Уватского района в крестьянской семье  Мокроусовых Павла Филипповича и Евдокии Никитичны.

Когда началась война, Валентина училась в школе. Но не хватало в колхозе рук, и школьники летом помогали взрослым. Валентина работала в поле: собирала колоски, боронила на лошадях, возила навоз, рвала лен. Окончив 4 класса, Валентина Павловна начала работать в колхозе постоянно: доила коров, работала на заготовке сена уборки хлеба. Вся работа выполнялась вручную и Валентина вязала по тысячи снопов  ржи в день. Работала там, где было нужно.

В зимний период трудилась на лесозаготовках, возила сено корма для лошадей, которые были на вывозке леса. Одну зиму Валентина работала на валке леса другую – на вывозке. Работали наравне с мужчинами (5, с.1).

В воспоминаниях многих земляков мы открываем для себя еще одну страницу: работа на лесозаготовках. Как трудно представить, что этой далеко не женской работой занимались девчонки-подростки.

 Александра Федоровна родилась 8 июля 1928 года в семье Захаровых Федора Ефимовича и Дарьи Ивановны. Довоенное время ее детство прошло в деревне Шандар Уватского района.

«Помнится только тяжелая работа по хозяйству, по дому. Мать постоянно болела, поэтому ей, как самой старшей, приходилось поднимать старших сестер. Военная юность была не легче, но запомнилась ярче: с 12 лет она уже участник трудового фронта, их, совсем еще юных девчонок, отправили на лесозаготовки. Первые два года работала на валке леса, здесь и травму производственную получила – перелом ноги. Слава Богу, что живой осталась! После выздоровления еще два года вывозила лес на лошадях.

Затем были шесть лет работы в рыболовецкой бригаде на Иртыше, где она многому научилась, познавая на практике премудрости жизни и приобретая трудовые навыки. И в лесу и в рыболовецкой артели молодежь трудилась в тяжелых экстремальных условиях. Однако никто не жаловался, напротив, все старались как можно как можно больше сделать для фронта, для Победы» (6, с.1).

Александра Федоровна награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

В фондах комплексно-краеведческого музея хранятся письма Ратушняк Нины Георгиевны, из которых мы узнали, что  родилась она 19 декабря 1926 года в Челябинской области в  деревне Кушляк. Вот как она вспоминает эти годы:  «Да и как можно забыть эти военные годы. Мы были подростками 15-ти лет, а работу приходилось выполнять всякую, какую давали. Строили бараки и землянки для себя, потому что жить – то  нам больше негде было, что построили в том и живем. Техники у нас не было ни какой, только лошади, пила и топор да наши руки. Лес грузили на баржи только вручную, грузили с  четырех утра и до двенадцати ночи, спать приходилось четыре часа в сутки. И так каждое лето пока не кончилась война. Спали прямо тут же на барже на бревнах. Погрузки начинались с мая и по сентябрь, а то и по октябрь месяц. В бараках летом нам мало приходилось бывать все на погрузках баржи.  А зимой мы были в своих бараках. Мы работали только для фронта за победу и за наше будущее. А о себе и некогда было и подумать» (7, с.2) .

Жизнь «на реке» для многих предопределяла определенный уклад жизни. По территории Уватского района протекает река Иртыш, по берегам которого было много сел и деревень. Занятие рыболовством  спасало от голода, от недоедания. Река была кормилицей. Но в то же время это очень тяжелый труд.

Михаил Петрович родился в 1927 году в деревне Алымка Уватского района Тюменской области в крестьянской семье Кошелевых Петра Афанасьевича и Марфы Степановны.

Окончил 4 класса, рано познал тяжелый физический труд. Четырнадцатилетним мальчишкой пришел он в тяжелую годину 1941-го на рыболовецкий песок, что бы вместе со стариками да инвалидами ловить рыбу и тем помогать фронту.

«Тяжел труд рыбака был в ту пору. Все делали вручную: и невод набирали канаты, тянули и выбрасывали снасть. Бечевой, идя по берегу, затаскивали на замет и неводник, груженный до отказа мокрым неводом а выметывали на гребях. За сутки делали по 10 – 12 тоней добывая в каждой по 2 – 3 центнера рыбы. Наравне с взрослыми без сна и отдыха нес все тяготы рыбацкой жизни Миша. Правда, башлык, видя, что парню не справиться, сначала поручал ему подбирать полотно. Потом Михаил стал брать и верхнюю тетиву. Но выбросить нижнюю сил все еще не хватало и меня освобождали от этой работы» (8, с.1).

Видя, как старательно выполняет все,  что поручается, как внимателен и заботлив юноша, когда речь идет об уважении старших пожилой башлык Федот Никитич Шехирев поручил Михаилу самое почетное в звене дело – пятовщик. От него, как известно да самого башлыка в основном и зависит улов. От пятовщика, потому что он по разному может дать ход неводу: задержит сильно – выстелет его вдоль реки,  отпустит – тоже хорошего мало – невод занесет. А башлык или как сейчас называют его звеньевой, тот направляет невод, налаживает его. Опять же небезразлично и как он будет выметан. Вот почему от этих двух людей зависит улов.

В то суровое лето 1941-го и получил первые навыки пятовщика Михаил Петрович. «Вначале что пешка был. Скажет Федот Никитич – «держи» я и держал, заставит отпускать - отпускаю. Но тогда башлыку приходилось сразу, же, как только выметан невод и неводник кинулся носом в песок бежать ко мне. Тяжело приходилось старик, но он и научил меня всем премудростям пятовщика. И я его всегда вспоминаю добрым словом за эту науку»,- вспоминал Кошелев (8, с.2).

Михаил Петрович награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг.»

Калистрат Никитич Лыков  родился в деревне Лыкова Упоровского района  1929 году в семье кузнеца. В 1941 году двенадцатилетний Калистрат начал трудиться рабочим на Максимовском рыбоучастке, а с 14 лет – рыбаком Стрежевого невода Максимовского песка.

«Рыбы ловили много. Весь улов сдавали государству для фронта. Рыбаки были плохо одеты, но всегда сыты. В период рыбацкой смены питались рыбой» (9, с.1).

Несмотря на многие лишения и трудности, дети и подростки военных лет вместе со взрослыми приближали Победу. «Все для фронта! Все для Победы!: единство фронта и тыла – этим лозунгом жили, и  это  что придавало силы обессилившим, полуголодным совершать трудовой подвиг. Письма с фронта были для них и поддержкой и напутствием и поддержкой в эти трудные годы, об этом мы узнаем из воспоминаний и из тех немногих сохранившихся весточках с фронта.  Перечитывая письма Дроздова Александра Ивановича, к жене дочери Изе,  мы находим тому подтверждение. Вот сроки, в которых Александр Иванович  интересуется делами в хозяйстве: «Пишите, что нового у Вас, как справились с уборкой урожая – обеспечили ли себя сеном?...» (10, с. 2). В другом письме он дает наказ дочери: «Как учишься -  наверное, на отлично закончила первую четверть, да и иначе не может быть. Ты должна, Иза, быть только отличницей – больше старайся. Меньше шалить. Слушать бабушку и мамку. Помогать им во всём. Кроме того чаще писать папке письма, и мы с тобой будем соревноваться. Папке больше убить фашистов – по боевому выполнять задание, а тебе –  отлично учиться, и быть послушной, умной девочкой» (10, с.4).

Таким образом, проведя исследование воспоминаний наших земляков, которые в годы войны детьми и подростками принимали посильное участие в хозяйственной жизни колхозов, мы можем сделать вывод о том, что их вклад в движение  «Все для фронта, все для Победы» был весомым  в  общую победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Мы узнали, что участие школьников, детей-подростков было практически во всех сферах жизни района: работа в колхозах, на лесозаготовках, рыбном промысле,  сборе средств для оказания помощи фронту и освобожденным от фашистов областей нашей страны. Несомненно, что данная тема исследования актуальна и требует дальнейшего изучения. Знакомясь с судьбами людей, я открыла  много нового и неизвестного  для себя. Знания об этих лишениях и страданиях наших бабушек и дедушек в годы войны, их героическом труде во имя Победы, дают нам гордиться нашими предками, раскрывают многие черты характера, которые надо в себе вырабатывать уже в детстве: трудолюбие, ответственность, сила воли. Материалы данного исследования можно использовать для проведения классных часов, уроков истории и экскурсий.

 

 

Источники исследования:

 

1.      ТФ ГАТО, Фонд 580, опись 1, д.23 Районная газета «Коммуна»

2.      Школьный комплексно-краеведческий музей Туртасской СОШ, ФПИ,   Воспоминания Малафеевой Антонины Дмитриевны.

3.      Школьный комплексно-краеведческий музей Туртасской СОШ, ФПИ, Воспоминания Кошкаровой Антонины Андреевны.

4.      Школьный комплексно-краеведческий музей Туртасской СОШ, ФПИ, Воспоминания Захарова Александра Ивановича.

5.      Школьный комплексно-краеведческий музей Туртасской СОШ, ФПИ, Воспоминания Спасенниковой Валентины Павловны.

6.      Школьный комплексно-краеведческий музей Туртасской СОШ, ФПИ, Воспоминания Захаровой Александры Федоровны.

7.      Школьный комплексно-краеведческий музей Туртасской СОШ, ФПИ, Письма Ратушняк Нины Георгиевны.

8.      Школьный комплексно-краеведческий музей Туртасской СОШ, ФПИ, Воспоминания Кошелева Михаила Петровича.

9.      Школьный комплексно-краеведческий музей Туртасской СОШ, ФПИ, Воспоминания Лыкова Калистрата Никитича.

10.   Школьный комплексно-краеведческий музей Туртасской СОШ, ФПИ, Письма с фронта Дроздова Александра.

Дата последнего обновления страницы 23.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»